Административные здания

Административные зданияАдминистративные здания.

Объемно-планировочные решения.

Классификация многоэтажных общественных зданий по назначению отражает в основном различия в организации рабочих помещений. Полный состав помещений, функциональные связи между ними, объемно-планировочные решения управленческих, проектных, конструкторских, научных учреждений настолько однородны, что позволяют объединить их условным собирательным термином « административные здания» и рассматривать совместно.

Во всех зданиях этих типов предусматривают четыре группы помещений: рабочие основного назначения, вспомогательные, обслуживающие и технические. В рабочие помещения основного назначения включают кабинеты руководства, рабочие помещения основных отраслевых отделов (лабораторий, проектных мастерских, секторов) и неотраслевых (функциональных) отделов: бухгалтерии, труда и заработной платы, кадров и т. д. Вспомогательные подразделения содержат помещения конференц-зала, библиотеки, архива, копировально-множительной и вычислительной техники, экспедиции. Обслуживающие помещения состоят из вестибюля с гардеробами, помещений общественного питания, медицинского пункта, санитарных узлов, мастерских по ремонту мебели и оборудования, макетных мастерских, складов инвентаря и пр. К техническим помещениям и устройствам относят тепловой узел, вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов, мусоросборники, гаражи и пр.

Ведущая функциональная особенность административных зданий по сравнению с жилыми заключается в их существенно большей «населенности»: нормы рабочей площади на одного служащего в зависимости от назначения здания в 1,5-2,5 раза меньше, чем нормы жилой площади в жилых домах. Помимо основного контингента служащих в здании обычно находятся деловые посетители в количестве до 20 %, а в отдельных учреждениях — до 100 % основного контингента. В таких зданиях могут одновременно находиться тысячи человек. При этом график заполнения здания в течение рабочего дня носит крайне неравномерный характер с «пиками» в начале и конце рабочего дня. Все это определяет остроту требований к проектному решению по обеспечению пожарной безопасности эвакуации и быстроходности вертикального транспорта.

Специфично для многоэтажных административных зданий требование вариантности и обеспечения трансформации планировочных решений. Интенсивное развитие промышленности, науки, проектного дела сопряжено с многократными процессами реорганизации соответствующих управленческих, научных и проектных учреждений. Именно эта функциональная особенность определяет одно из основных требований к объемно-планировочному решению административного здания — обеспечение его трансформативности.

Общая схема размещения помещений административных зданий определяется требованиями целесообразного функционирования всех элементов и обеспечения полноценной связи между ними. Все наземные этажи отводят под основные рабочие и вспомогательные помещения. Часть вспомогательных и обслуживающих помещений (архивы, гардеробные, столовые, буфеты и др.) допускается проектировать в цокольном этаже. В подвальных этажах основного корпуса и стилобатных пристроек могут быть размещены технические службы (бойлерные, насосные, вентиляционные камеры, гаражи-стоянки). Крупные обслуживающие помещения (конференц-залы и др.), согласно противопожарным требованиям, располагают в первых этажах стилобатной части.

Рабочие помещения административных зданий и проектно-конструкторских бюро должны иметь естественное освещение с коэффициентом освещенности на уровне рабочего стола не менее 1 % и не менее 2 % на уровне чертежного стола. Эти требования определяют предельную глубину рабочих помещений, которая при высоте этажа 3,3 м составляет 6,6 м, а при высоте этажа 4,2 м — 9 м. Увеличение глубины рабочих помещений сверх указанных пределов допустимо только при заранее предрешенном размещении в малоос-вещенной глубинной зоне не рабочих, а подсобных мест хранения документации, макетов и т. д. Нормы проектирования ряда стран (США, Канады, Германии, Японии и др.) допускают смешанное и искусственное освещение рабочих мест, в связи с чем в этих странах глубину рабочих помещений принимают без ограничений.

При разработке планов отдельных рабочих помещений и здания в целом должны учитываться действующие нормы и требования системы модульной координации размеров. Для этих зданий она основывается на укрупненном модуле. Исходя из него назначают основные конструктивно-планировочные размеры и проектируют типовые оборудование и мебель для административных зданий. Оборудование размещается согласно требованиям СНиП и планировочных нормалей. В соответствии с назначением здания и характером оборудования норма площади на одного сотрудника может меняться. Так, например, в рабочих помещениях проектно-конструкторских бюро при оборудовании чертежными станками до 50 % мест норма площади составляет 5,6 м /чел. а при оснащении свыше 50 % мест — 6,4 м /чел.

Рабочие помещения проектируют в виде рабочих комнат, рабочих залов, кобинетов и приемных руководства. Рабочие комнаты предназначаются на 3-4 или 8-10 сотрудников, рабочие залы — на 20-40 чел. Размеры (в осях): рабочих комнат — 3X4,5; 3X6; 6X4,5; 6X6 м, рабочих залов — 9X6; 12X6; 12X9; 12X12 м ( рис. 61.

Рис. 61. Рабочие помещения и планировка типовых этажей административных зданий: I — планы рабочих помещений: а-г — рабочих кабинетов; д — залов; е — помещений (приемной и кабинетов) руководства; ж — зала заседаний; II — пример «жесткой» планировки этажа» (инвестиционный банк на Новокировском проспекте в Москве) III — пример гибкой планировки «ландшафтного бюро» (Мюнхен, здание фирмы «Осрам»): 1 — рабочий зал; 2 — демонстрационный зал; 3 — кабинеты руководства; 4 — лифтовой холл.

В зальных помещениях рекомендуется обеспечивать звукопоглощение и кондиционирование воздуха, но это повышает стоимость единицы площади рабочих залов по сравнению с рабочими комнатами на 10 %. Для зданий управлений характерно применение рабочих комнат, для проектных институтов — рабочих залов в комбинации с ограниченным числом рабочих комнат. Рабочие функции выполняют также залы совещаний, которые проектируют вместимостью от 20 до 100 чел. площадью от 24 до 90 м2. Естественная освещенность залов совещания не нормируется, допускается проектировать их с искусственным освещением.

Взаимная компоновка рабочих помещений может отвечать принципу жесткой или гибкой планировки. Первая предполагает постоянство расположения основных горизонтальных коммуникаций в поэтажных планах, допускается только перемещение перегородок между смежными помещениями. Вторая позволяет изменять расположение поэтажных коридоров вплоть до отказа от них, объединять пространства всего этажа (за исключением лестнично-лифтовых и санитарных узлов) по принципу большезальной планировки (ландшафтное бюро). В последнем случае в общем пространстве зала может располагаться 100 и более служащих.

Наиболее полно принцип большезальной планировки осуществим в зданиях с компактной формой плана при ширине корпуса не менее 20 м ( см. рис. 61, III ). В некоторых бюро помимо звукопоглощающей облицовки стен и потолков предусматривают выгородку индивидуальных или групп рабочих мест мебелью, трансформирующимися барьерами, светопрозрачными невысокими перегородками. Размещение таких ограждений часто носит свободный живописный характер, что определило возникновение термина «ландшафтное бюро». Большезальная планировка предопределяет смешанное или искусственное освещение части рабочих мест, поэтому в практике отечественного проектирования административных зданий от нее отказались. В капиталистических странах она широко распространена, так как упрощает сдачу в аренду различным фирмам рабочих помещений (этажей) административного здания. Психогигиенические качества такой планировки специалисты оценивают отрицательно.

В наибольшей степени требованиям моральной долговечности административного здания отвечает многозальная или смешанная планировка с устройством перегородок между помещениями из сборно-разборных конструкций, размеры которых также подчинены основному планировочному модулю.

Объемно-планировочные решения административных зданий, аналогично зданиям гостиниц. могут быть одно-или двухкоридорными, башенными, узловыми, атриумными с крытым пространством внутреннего двора. Последнюю систему используют только в странах, нормы которых допускают искусственное освещение рабочих мест ( рис. 63.

Планировочную схему разрабатывают с учетом функциональных целей, требований экономики и устойчивости здания к ветровым воздействиям. По функциональным требованиям ограничивают протяженность горизонтальных путей от рабочего места к эвакуационным лестницам 20—25 м, ширину коридоров 1,5 — 2,4 м. Ширина коридора свыше 2,4 м принимается при использовании его не только как коммуникационного пространства, но и в качестве кулуаров или мест ожидания.

Рис. 63. Планы многоэтажных административных зданий: а — с искусственным освещением части рабочих помещений (Канада); б — с освещением части рабочих помещений через крытый атриум (США). Проекты фирмы СОМ, США.

Необходимость обеспечения экономичности планировочного решения, сокращения эксплуатационных затрат и повышенной устойчивости здания предопределяет увеличение ширины корпуса. Под влиянием перечисленных требований в практике проектирования многоэтажных административных зданий сложилась тенденция применения преимущественно компактной формы плана. Протяженная форма используется в зданиях не выше 25 этажей. Компактная башенная форма для высотных объектов целесообразна и по условиям инсоляции прилегающих территорий.

В оценке объемно-планировочных решений административных зданий помимо традиционных коэффициентов К 1 и K 2 большое значение имеет показатель компактности — отношение площади этажа к периметру наружных стен ( S эт /L нс.

Отсутствие требований естественной освещенности рабочих мест в нормах США, Японии и других стран позволяет обеспечивать компактность плана при простейшей башенной планировочной схеме зданий, квадратных в плане, с центрально расположенным узлом коммуникаций и большими размерами сторон плана (50X50 — 70X70 м) или при использовании атриумной схемы плана. Применение искусственного освещения рабочих мест способствует упрощению планировочного решения, снижению на 5—7 % стоимости рабочего места (за счет экономии на остеклении, солнцезащитных устройствах и сокращении эксплуатационных затрат на отопление и очистку стекол), но требует кондиционирования воздушной среды, снижает гигиенические качества помещений.

Учет предусмотренных нормами большинства европейских стран требований естественного освещения рабочих мест приводит к более сложным объемно-планировочным решениям, иногда к смещению из центра плана узла вертикальных коммуникаций и в целом к более узким корпусам. Даже при наиболее компактных двухкоридорной и башенной системах при условии естественной освещенности рабочих мест ширина корпуса редко превосходит 24—30 м, а показатель компактности К 3 — 10 ( табл. 8.

Таблица 8 . Отношения площади этажа к периметру наружных стен административных зданий различных планировочных схем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *