Что позволяет Национальным объединениям присваивать компфонды исключённых СРО

24 ноября 2014 года был принят Федеральный закон №359-ФЗ, который ввёл дополнительные основания для исключения саморегулируемых организаций из государственного реестра СРО во внесудебном порядке

С момента вступления в силу закона и по сегодняшний день на основании его положений было исключено 9 саморегулируемых организаций в области строительства:

—  Ассоциация «СРО «Волгоградские строители»;

—  НП «ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ»;

—  СРО Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада»;

—  НП «РЕГИОНСТРОЙСЕРВИС»;

—  АССОЦИАЦИЯ «СТРОЙКОНТРОЛЬ»;

—  НПС «ГлавСтрой»;

—  СРО НП «РОСТ»;

—  Ассоциация Саморегулируемая организация «Спецстройнадзор»;

—   АС «СТРОЙНОВАЦИЯ».

Согласно Порядку взаимодействия Национальных объединений СРО и исключённых СРО, утвержденному Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 08.09.2015 №643/пр, денежные средства, собранные исключёнными партнерствами в компенсационных фондах возмещения вреда, подлежат перечислению на счёт Национального объединения строителей.

Также в НОСТРОЙ необходимо предоставить дела всех актуальных и бывших членов партнёрств. К настоящему моменту средства компенсационного фонда перечислили в НОСТРОЙ лишь три из девяти исключённых организаций —  да и те не в полном объеме.

По данным Национального объединения, суммарный размер перечисленных средств составил около 71 млн рублей. Упомянутый Порядок предусматривает, что компенсационные фонды исключенных СРО не задержатся надолго на счёте Национального объединения строителей и будут перечислены по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – бывших членов указанных СРО.

При этом предусмотрено два алгоритма перечисления:

— если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уже вступил в новую саморегулируемую организацию, но ещё не уплатил взнос в её компенсационный фонд, НОСТРОЙ перечисляет денежные средства на счёт указанной СРО (в этом случае необходимо предоставить с заявлением копию протокола собрания коллегиального органа СРО, на котором было принято решение о приеме заявителя в члены СРО);

— если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на момент рассмотрения заявления успел самостоятельно уплатить взнос в компенсационный фонд новой СРО, то Национальное объединение строителей перечисляет денежные средства на счет непосредственно юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Отметим, что Порядок составлен таким образом, что возможность строительной организации – члена исключенной СРО получить денежные средства в НОСТРОЙ стремится к нулю.

Во-первых, одним из оснований для приёма в члены саморегулируемой организации является платёжное поручение об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, что исключает первый алгоритм перечисления средств.

Во-вторых, в регламентирующем Порядке отсутствует исчерпывающий перечень документов, предоставление которых гарантирует строительной организации возврат денег. И это «белое пятно» даёт Национальному объединению СРО карт-бланш для установления собственных требований к заявителю.

А поскольку за истекшие два с половиной года не было ни одного сообщения о перечислении взноса в компенсационный фонд по заявлению бывших членов исключенной СРО, есть все основания предполагать, что НОСТРОЙ благополучно воспользовался данной возможностью.

Наконец добавим, что для взыскания средств компенсационных фондов с исключенных саморегулируемых организаций Национальное объединение вправе обратиться в органы прокуратуры для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Так, в отношении СРО Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» вынесено представление Прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга.

Ещё по шести партнёрствам получены судебные решения, предписывающие перечисление собранных средств в НОСТРОЙ. Для строительных организаций подобное право Приказом Минстроя России не предусматривается.

Добавить комментарий