Монтаж и демонтаж строительных конструкций

Монтаж и демонтаж строительных конструкцийМонтаж и демонтаж строительных конструкций.

Комплексная механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции зданий и сооружений имеет некоторые особенности, определяемые параметрами внешней и внутренней стесненности объекта и необходимостью замены или усиления существующих конструкции. В процессе монтажа строительных конструкций при реконструкции зданий требуется выполнять некоторые операции вручную, например при прохождении сборных элементов через препятствия, при устройстве сопряжений с существующими конструкциями и т. п. Эти моменты необходимо учитывать при выборе средств комплексной механизации монтажных работ для обеспечения непрерывного технологического процесса.

Монтаж строительных конструкций при реконструкции одно- и многоэтажных зданий и сооружений состоит из ряда последовательных операций. Способ выполнения технологических операций и их последовательность разрабатывают в ППР.

В настоящее время широко применяется способ крупноблочного монтажа с предварительным укрупнением конструкций. Укрупнение отдельных элементов конструкций в монтажные блоки позволяет значительно сократить объем трудоемких и опасных работ на высоте, снизить дополнительные затраты на устройство временных подмостей, опор и т. д. улучшить условия труда и повысить качество работ. Оптимальная степень укрупнения конструкции должна определяться технико-экономическими расчетами.

Габариты монтажных блоков при реконструкции зданий и сооружении должны быть сопоставлены с параметрами стесненности объекта.

Наилучшим методом организации работ является строительный поток, который представляет собой развернутый в пространстве и времени сложный производственный процесс, расчлененный на простые процессы и операции с определенным производственным ритмом. При реконструкции зданий и сооружений создается неритмичный поток в связи с тем, что в общий поток включаются захватки с разными объемами однородных работ и, следовательно, различной трудоемкостью. При реконструкции промышленных зданий необходимо выполнять значительные объемы работ по монтажу технологического оборудования. Эти работы следует совмещать с работами но монтажу строительных конструкций.

Обязательным условием эффективности методов реконструкции объектов в целом является механизация демонтажа строительных конструкций. Демонтажные работы довольно сложно механизировать, поэтому в перечне работ по реконструкции объектов они занимают одно из первых мест по трудоемкости. Задача состоит в том, чтобы демонтаж конструкций по возможности выполнялся блочными методами с использованием всех материалов, полученных при переработке демонтажных блоков.

Основные методы монтажа строительных конструкций при реконструкции определяются: параметрами стесненности; возможностью использования смонтированных блоков для перемещения по ним монтажных машин; типами монтируемых конструкций; степенью износа существующих конструкций; порядком сборки этажей; технологическими условиями (при реконструкции действующего предприятия.

Технологическая последовательность монтажа и демонтажа конструкций предопределяет организацию монтажных работ раздельным или совмещенным методом.

При раздельном методе на первом этапе технологического процесса демонтируют все конструкции, подлежащие замене в пределах объекта, а затем монтируют новые. В этом случае демонтаж и монтаж можно вести с помощью разных машин. Метод применяют в условиях, когда демонтаж конструкций не угрожает обрушением смежных элементов или общей устойчивости зданий. Преимуществом метода является возможность использования мощных монтажных машин, но при этом приходится часто выполнять большой объем работ по усилению конструкций и обеспечению общей устойчивости здания, а также несколько ограничена возможность совмещения производства последующих работ. Совмещенный метод предусматривает совмещение демонтажа и монтажа конструкций с соблюдением условий, обеспечивающих достаточную прочность, жесткость и устойчивость смежных конструкций и сооружения в целом. Метод предусматривает последовательную замену конструкций по захваткам, участкам и ячейкам. Монтажные и демонтажные работы выполняют в этих случаях с использованием одного и того же комплекта машин. При этом открывается фронт для последующих работ, в результате чего сокращаются общие сроки реконструкции.

Подготовка к производству работ.

На монтажные и демонтажные работы должны быть разработаны и утверждены ПОС, ППР и технологические карты.

Проект производства работ (ППР) по монтажу (демонтажу) строительных конструкций и технологического оборудования разрабатывается в том же составе что и при новом строительстве, но в нем должны быть дополнительные материалы, отражающие особенности производства работ на действующем предприятии.

Исходным для разработки ПНР, кроме установленных для нового строительства документов, является акт технического освидетельствования цеха (здания) с приложением материалов обследования конструкций, физико-механических свойств материалов и других документов, характеризующих особенности конструкций каркаса и оборудования реконструируемого цеха.

Особенности производства работ на данном предприятии отражаются в следующих дополнительных материалах.

существующие в пределах монтажной зоны инженерные и технологические коммуникации (действующие и отключенные) с указанием переносимых до начала или в процессе монтажа, а также подлежащих усилению или защите.

подземные и наземные сооружения, которые будут находиться в зоне монтажа во время производства работ с указанием подлежащих усилению и защите.

внутризаводские и внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства, в том числе передаваемые строительным организациям на время производства работ.

маршруты перемещения строительных конструкций и монтажных механизмов и т. д.

в технологических картах и схемах монтажа.

способы монтажа и демонтажа устройств и приспособлений по защите технологического оборудования, технологических и инженерных коммуникаций от возможного повреждения при производстве работ, а также средства зашиты работников и механизмов строительной организации от вредного воздействия производственной среды.

специальные мероприятия по технике безопасности и пожарной безопасности.

схемы подачи строительных конструкций, материалов и пути перемещения механизмов по территории действующего цеха, монтажные проемы и маршруты безопасных проходов рабочих в монтажную зону.

способы и места строповки и расчалки демонтируемых конструкций и оборудования; специальные приспособления и ограждение конструкций (в случае необходимости) для защиты рабочих и оборудования, расположенных на нижних этажах и др.

этапы, объемы и сроки производства демонтажных и монтажных работ (по специализированным потокам) отдельно по конструкциям и оборудованию для доостановочного, остановочного и послеостановочного периодов.

согласование сроков монтажа (демонтажа) со всеми смежными организациями для разработки комплексного календарного (сетевого) графика.

Особое внимание при разработке ППР и технологических карт необходимо обратить на способы строповки каждой из демонтируемых конструкций, поскольку в процессе эксплуатации строповочные элементы (скобы, петли т. п.) могут быть повреждены, корродированы или полностью отсутствовать, демонтируемые конструкции необходимо стропить за основные несущие элементы. До начала строповки для предотвращения соскальзывания стропов при подъеме и кантовке к конструкции могут быть приварены дополнительно специальные упоры.

Способ отсоединения опорных узлов и стыковых соединений демонтируемых конструкций должен быть определен видом и техническим состоянием узлов и соединений. Болтовые соединения (при удовлетворительном техническом состоянии) разъединяют свинчиванием гаек. Болтовые соединения, пораженные коррозией или имеющие повреждения в резьбовой части, а также болтовые соединения конструкций, не пригодных для повторного использования, разъединяют с помощью огневой резки. Аналогичным образом разъединяют заклепочные и сварные соединения. Замоноличенные узлы железобетонных и металлических конструкций можно разрушать с помощью огневой резки (кислородное копье, электродуговая резка и т. д.), резки высокопрочными материалами (алмазные дисковые пилы и т. п.). Наиболее распространенным способом является механический способ, при котором бетон разрушают пневмоударным инструментом, а арматуру огневой резкой.

Для ускорения процесса демонтажа целесообразно частично ослаблять проектные крепления конструкции (снять часть болтов, ослабить соединения на оставшихся болтах, срезать часть сварных и клепаных соединений.

При демонтаже конструкции необходимо соблюдать следующий порядок операций.

подготовка к демонтажу конструкций (временное раскрепление, усиление, частичное ослабление связей, и т.п.

строповка конструкции и прикрепление оттяжек.

легкое натяжение (выбор слабины) стропов.

отсоединение опорных узлов, контрольный и основной подъемы конструкций, вывод в свободное пространство и опускание на место укладки, временное расцепление демонтированной конструкции (при необходимости), расстроповка.

Особенности использования монтажных средств при реконструкциях.

В настоящее время строительно-монтажные организации располагают широким выбором грузоподъемных средств. Однако в условиях реконструкции существенное значение имеют такие характеристики средств, как их мобильность, габарит в транспортном положении и собственная масса, простота переоснастки, способность маневрирования с грузом на крюке в ограниченном пространстве и др.

Специальных, технологически специализированных монтажных кранов для условий реконструкции промышленность не выпускает, поэтому используются существующие грузоподъемные механизмы.

Самоходные стреловые краны находят наибольшее распространение при реконструкции, в том числе автомобильные, пневмоколесные, гусеничные и реже железнодорожные. Их применение обусловлено сравнительно небольшими затратами на транспортировку, монтаж и демонтаж, а также относительно высокой маневренностью. Эти качества определяют эффективность их работы в условиях рассредоточенности монтажных работ и при небольших объемах монтажа конструкций.

Способность самоходных стреловых кранов передвигаться с грузом весьма ограничена, поэтому монтируемые конструкции до начала монтажа должны быть уложены на специально отведенное место с учетом монтажной стоянки крана, его грузоподъемности, вылета крюка и места установки конструкций в проектное положение. Занятость площади реконструируемых пролетов существующим оборудованием не позволяет зачастую выполнить это требование, что вызывает дополнительные затраты на сортировку конструкций, устройство специальных подъездов, подачу конструкций под крюк крана с помощью вспомогательных транспортных машин (транспортных тележек, тракторов и др.

При организации монтажных работ в стесненных условиях желательно строительные конструкции монтировать с транспортных средств, что дает возможность уменьшить площади, отводимые для складирования конструкций, сократить непроизводительные затраты машинного времени монтажных кранов, уменьшить трудоемкость и сократить сроки производства работ.

Эффективность использования самоходных стреловых кранов при монтаже пристраиваемых, встраиваемых и соединительных пролетов повышается при оснащении их башенно-стреловым оборудованием, которое обеспечивает большую свободу маневрирования при поворотах стрелы и больший вылет крюка. Применение таких кранов позволяет монтировать конструкции со стоянок, расположенных вне стесненных монтируемых пролетах, и обеспечивает значительную экономию затрат при подготовке площадки к производству работ.

Область использования самоходных стреловых кранов при реконструкции увеличивается при оснащении их телескопическим стреловым оборудованием. Небольшие габариты таких кранов в транспортном положении, быстрое приведение их в рабочее состояние, простота изменения длины стрелы создают благоприятные условия даже при производстве внутрицеховых монтажных работ.

Башенные краны при реконструкции цехов используют реже, чем при возведении новых объектов. Это связано с увеличением удельных затрат на устройство подкрановых путей, на монтаж и демонтаж крана, с повышенной стесненностью монтажной зоны, ограничивающей возможности доставки крана на строительную площадку.

Вертикальность башни крана и большая высота подвески стрелы позволяют перемещать монтируемые конструкции над существующими и размещать их в узких коридорах , образованных существующими зданиями.

Область эффективного применения башенных кранов может быть расширена с помощью различных комбинированных систем и устройств (например, одновременная работа двух башенных или башенного и любого другого крана для подъема груза, превышающего грузоподъемность каждого крана в отдельности.

Существенно увеличить грузоподъемность башенного крана можно, превратив его в козловой путем жесткого сопряжения стрел двух башенных кранов или опирания стрелы крана на дополнительную временную опору.

Эффективным направлением совершенствования конструкций башенных кранов и приспособление их к работе на реконструируемых и рассредоточенных объектах является перевод их на безрельсовый ход (пневмоколесный, гусеничный или шагающий). При монтажных работах, выполняемых в стесненных условиях, наибольшее применение могут найти безрельсовые башенные краны, имеющие стрелу с грузовой тележкой. При достаточно большом вылете крюка такой кран может длительное время работать на одной стоянке, благодаря чему основной недостаток безрельсового хода невозможность передвижения с грузом становится мало существенным.

Электромостовые краны широко применяют при реконструкции предприятий. При полной или частичной остановке производства технологические электромостовые краны высвобождаются и могут быть очень эффективно использованы для механизации строительных и монтажных работ. С их помощью монтируют и демонтируют в основном конструкции внутрицеховых встроенных помещений, а также конструкции сооружений подземного хозяйства (сборные фундаменты, тоннели, подвалы.

Для увеличения технологических возможностей крана (высотного габарита пространства, обслуживаемого мостовым краном и т. д.) пользуются специальной сменной оснасткой.

На мостовой кран устанавливают сменную башенно-стреловую часть, состоящую из полноповоротной стрелы, башни и обоймы, имеющей радиальные кронштейны, на которых стоят ходовые тележки. Противоположно расположенные тележки соединены поперечными балками, на одной из которых установлена лебедка для подъема и опускания башни.

Простейшие грузоподъемные устройства и такелажное оборудование монтажные мачты, порталы, шевры, переносные монтажные стрелы и мостовые краны используют для единичных подъемов, а также в случаях, когда применение монтажных кранов технически невозможно или экономически нецелесообразно. С их помощью заменяют в цехах тяжелые подкрановые балки (20-40 т), демонтируют и монтируют сверхтяжелые подкрановые балки и подкраново-подстропильные фермы (60-90 т и более) и устанавливают технологическое оборудование.

Лебедками перемещают и поднимают конструкции. Лебедки могут работать в комплекте со специальными грузоподъемными устройствами и такелажными средствами. Особенно широко лебедки используют при производстве работ внутри действующих цехов, когда из-за стесненности невозможно вести работы монтажными кранами. С помощью лебедок демонтируют и монтируют колонны, подкрановые балки, крановые рельсы, усиливают подстропильные и стропильные фермы и т. д. Для обеспечения неизменяемости положения лебедок в рабочем положении их рамы прикрепляют к стационарным и инвен тарным существующим якорям, конструкциям зданий или пригружают грузом, который укладывают на раму.

Широкое применение на вспомогательных и основных монтажных работах при реконструкции зданий находят домкраты (реечные, винтовые, клиновые, гидравлические, песочные.

При монтажно-демонтажных работах используют пеньковые канаты для устройства оттяжек и стальные для оснащения грузоподъемных машин, изготовления строп, расчалок и других элементов монтажной оснастки.

Стальные канаты различают односторонней и крестовой свивки. Они должны иметь необходимую прочность, жесткость и долговечность, не сплющиваться и не раскручиваться во время эксплуатации. Канаты являются важнейшей деталью монтажных машин, требующей надлежащего ухода. Для предотвращения коррозии их необходимо тщательно очищать от загрязнения и покрывать смазкой не реже одного раза в месяц.

Соединение канатов чаще всего осуществляется двумя способами: заплетным и гильзоклиновым с установкой стальной или обжимной втулки из алюминиевых сплавов. Канаты между собой можно соединять специальными сжимами. Однако этот способ не рекомендуют при частом касании рук рабочих с соединением, так как при этом концы выступающих болтов и гаек могут травмировать руки.

В условиях реконструкции объектов при монтажно-демонтажных работах используют различные способы строповки, обеспечивающие надежное и безопасное крепление конструкций, а также легкую и быструю их расстроповку. Наиболее часто применяемые узлы при наращивании канатов, креплении концов каната к грузам, строповке поднимаемых предметов показаны на рис. 1-13.

Строительные конструкции стропят чалочными крюками, карабинами, специальными или пальцевыми захватами через отверстия в монтируемых конструктивных элементах.

Грузозахватные устройства, используемые при монтажно-демонтажных работах в условиях реконструкции должны отвечать следующим основным требованиям.

быть универсальными.

образовывать монтажно-демонтажные единицы, габариты которых соответствуют параметрам внешней и внутренней стесненности объектов.

удобными для крепления грузов к крюку монтажной машины с минимальными затратами ручного труда при строповке и расстроповке.

иметь возможность фиксации монтажных единиц в пространстве при прохождения препятствий и установке в проектное положение.

Применяют три вида грузоподъемных средств стропы, траверсы и захваты. Наиболее распространены канатные и цепные стропы. Канатные стропы бывают двух-, четырех- и многоветвевыми; при этом длина ветвей бывает одинаковая и разная в зависимости от положения элементов при монтаже (демонтаже). В стесненных условиях при монтаже и демонтаже конструкций их часто перемещают внутри объекта в наклонном положении, а длина элементов даже в пределах одного объекта изменяется в широких пределах, часто используют цепные и четырехветвевые стропы, длина ветвей которых изменяется в зависимости от длины монтируемых элементов.

Для монтажно-демонтажных работ при реконструкции объектов используют разнообразные захваты, в частности резьбовые, фрикционные и клиновидные.

Технология монтажно-демонтажных работ.

Ограждающие конструкции и колонны.

Монтаж стеновых панелей (рис. 14-15) ведет бригада из четырех человек: монтажников-электросварщиков V и IV разрядов, двух монтажников-такелажников III разряда.

Перед началом монтажа стеновых панелей проверяют маркировку, наличие всех необходимых закладных деталей и монтажных рисок на колоннах; подготовляют рабочее место монтажников (рис. 16) в пределах монтажной зоны размещают панели в кассетах, передвижные самоходные вышки, оснащенные монтажными площадками, складируют металлические крепления, сварочные аппараты, ящики с инструментом и т. д. Зачеканку и расшивку швов железобетонных стеновых панелей ведут как снаружи, так и внутри здания. Наружные стеновые панели демонтируют полностью участками сверху вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей. Сначала с помощью отбойных молотков разбивают монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят с помощью приспособления включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 17.

Закладные детали, крепящие панель к колоннам, следует срезать с помощью газорезной установки. Демонтируемую панель в это время удерживают краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Стеновую панель демонтирует звено из одного монтажника V и одного IV разряда и двух монтажников III разряда, а также одного сварщика-резчика IV разряда. Звено демонтирует, в среднем, четыре панели в смену.

Стеновые панели многоэтажных зданий необходимо демонтировать поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым демонтируют плиты покрытия. Рабочие размещаются в передвижных вышках или в подвесных люльках (на консолях), которые периодически переставляются по периметру здания. Для монтажа (демонтажа) панелей помимо приспособления с двумя скобами (см. рис. 17) целесообразно использовать захваты и дебалансовые траверсы.

Колонны внутри цеха заменяют с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. с переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки. Их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн (рис. 18) поворотом вокруг шарнира с помощью лебедок. При этом методе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм) и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и срезки несущей арматуры колонну опускают с помощью полиспаста, присоединенного к верхней части колонны; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30 к горизонту.

Железобетонные колонны демонтируют лебедками (рис. 19) в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Вначале необходимо устроить временные опоры покрытия, чтобы разгрузить демонтируемые колонны. Затем для закрепления полиспаста монтируют ригель, опирающийся на большепролетные подкрановые балки, устанавливают остальные электролебедки, отводные балки и запасовывают канаты. Закрепляют полиспаст и оттяжки к колонне, отсоединяют опорные узлы стропильной фермы от закладных деталей демонтируемых колонн. Перед демонтажом колонны рубят бетон в ее нижних ветвях (при необходимости бетон рубят и в верхней части колонны) и с помощью электролебедок опускают ее в крайнее нижнее положение.

Железобетонные колонны массой до 15 т демонтирует звено, состоящее из монтажников II и VI разрядов (по 1 чел.), IV разряда (3 чел.), V разряда (2 чел.), сварщика V разряда и машиниста электролебедки VI разряда.

В действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ металлические колонны заменяют внутри цехов с помощью опорного шарнира. Опорный шарнир позволяет опустить и поднять новую колонну в строго фиксированной плоскости (рис. 20). В зону монтажа колонну доставляют электромостовым краном.

Работы ведутся в следующем порядке. Сначала усиливают стропильные фермы и закрепляют к фасонкам верхних поясов у опорных столиков. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатых опоры. После этого домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их в распор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору путем одновременного поддомкрачивания их до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Колонну отсоединяют от фундамента, и лебедками поворачивают ее вокруг шарнира и укладывают в горизонтальное положение, а затем вывозят. После вывозки демонтированной колонны подготовляют поверхность фундамента к установке новой колонны.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем устанавливают опорный поворотный шарнир и закрепляют анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и вводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят в вертикальное положение с помощью электролебедок и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют проектное закрепление ее к фундаменту, затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне. На заключительной стадии демонтируют временные трубчатые опоры и устанавливают подкрановые балки в проектное положение.

Работы по замене стальных колонн массой до 10 т внутри цеха с помощью опорного шарнира ведет звено в составе монтажников II и VI разрядов (по 1 чел.), IV разряда (3 чел.), V разряда (2 чел.), бурильщика V разряда и машиниста электролебедки VI разряда.

Внутрицеховые перегородки (рис. 21) в стесненных условиях целесообразно монтировать краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах, в которых до низа стропильных ферм 15 м в местах, доступных для подхода крана.

В подготовительный период выполняют следующие работы.

устанавливают проезды монтажного крана к месту производства работ.

подвешивают между колоннами к конструкциям покрытия подвесную люльку для размещения двух рабочих, материалов и инструментов.

обесточивают в зоне производства работ все токопроводящие и токопотребляющие системы цеха.

устанавливают на крановых путях тупики для предотвращения заезда мостовых крапов в зону монтажа и ограждают опасную зону.

Монтажные операции осуществляют в следующем порядке. Находящиеся в люльке монтажники расстилают постель из раствора, а такелажники стропят панель перегородки. Затем ее поднимают краном и устанавливают в проектное положение, производя выверку и электросварку закладных деталей. После расшивки швов подвесную люльку поднимают на новый ярус.

После завершения монтажа всех панелей в ячейке между смежными колоннами кран и передвижную люльку перемещают на новый участок работ. При этом башенно-стреловое оборудование крана перемещается внутри цеха в транспортном положении.

Работы по монтажу панелей выполняет звено из четырех монтажников (II-V разрядов) и электросварщика V разряда.

Крановый путь. Наиболее часто заменяют крановый путь (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.

Железобетонные подкрановые балки пролетом 12 м, поступающие на монтаж в виде отдельных элементов, устанавливает бригада из монтажников V разряда, IV разряда, III разряда, электросварщика V разряда и машиниста крана.

До начала установки подкрановых балок (рис. 20-26) необходимо выполнить инструментальную проверку фактических отметок опорных площадок колонн и установить соответствие их проектным отметкам. Следует также по отметкам консолей колонн определить необходимые толщины подкладок под каждую из них, проверить положение колонн в плане и составить исполнительную схему, а затем разместить подкрановые балки у мест монтажа в зоне действия монтажного стрелового крана.

Монтажник V разряда и сварщик начинают подготовку подкрановой балки к монтажу: стальными скребками и щетками очищают закладные детали балки от ржавчины, грязи и бетона, наводят краской выверочные риски на концах верхнего пояса балки и проверяют ее высоту. В то же время монтажники III и IV разрядов монтажным краном устанавливают на две колонны приставные лестницы с площадками и закрепляют их.

Подготовку мест укладки балки на консолях колонн выполняют монтажник V разряда на первой колонне, а электросварщик на второй.

В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать с помощью электролебедок и полиспаста.

Работы по демонтажу подкрановых балок необходимо выполнять в такой последовательности. Вначале установить две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепить неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Затем балки освободить от креплений в консолях колонн и сварить между собой по опорным ребрам в плеть. После строповки плети на концах снимаемых балок грузовыми лебедками приподнять ее на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опустить на подготовленную площадку. Демонтируемую плеть можно вывозить автомобильным или железнодорожным транспортом. Балки массой 6 т демонтирует звено в составе одного монтажника VI, двух V, трех IV, одного II разрядов и сварщика V разряда.

Балки небольших размеров заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов или лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с помощью горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменять самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. В этих случаях организовывают стоянки для самоходного крана, а на рельсах электромостовых кранов у границ участка производства работ устанавливают временные тупиковые упоры.

Затем навешивают люльки, лестницы и закрепляют страховочные канаты. После очистки заменяемого подкранового пути автогеном срезают все болты и сухарики со стороны колонны и несколько болтов со стороны пролета, убирают накладки и выбивают обрезки болтов.

В имеющиеся болтовые отверстия вставляют упорные болты и ломиком от себя выдвигают рельс в сторону колонн. Затем стропят сдвинутый рельс, краном опускают его на нулевую отметку. После этого вновь монтируемый рельс подают краном на верхний пояс подкрановой балки. В его отверстия вставляют упорные болты и ломиком на себя задвигают рельс под крепления. В заключение устанавливают накладки и крепежные болты, выверяют рельс, окончательно затягивают болты и приваривают сухарики.

Работы выполняет звено из одного монтажника I, одного V, двух IV и одного II разрядов.

При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные на грузки. Новый рельс подают на верхний пояс подкрановой балки с помощью электролебедок, установленных у площадки складирования. Затем рельс перемещают к месту монтажа электромостовым краном специальным захватом. При этом на торец рельса надевают приспособление, сваренное на листового металла калошу . После доставки всех рельсов к месту работы электромостовой кран отгоняют из зоны работы и на границе ее устанавливают тупиковые упоры.

С помощью ручных захваток меняют старый рельс на новый, перемещая старый рельс к колоннам, а новый к местам крепления. После этого новый рельс выверяют и закрепляют. Старые рельсы с помощью электролебедки опускают на нулевую отметку.

Работы по замене рельсов выполняет звено из трех монтажников соответственно VI, V и II разрядов и двух IV разряда при участии машиниста лебедки IV разряда и сигнальщика II разряда.

Стропильные и подстропильные фермы. При реконструкции довольно часто заменяют, усиливают и ремонтируют фермы. Железобетонные стропильные фермы монтирует бригада из 5 чел, которая делится на два звена. Первое звено состоит из двух монтажников IV разряда и одного III разряда. Второе звено из трех человек: монтажника IV разряда и сварщика V разряда.

Монтаж ведут стреловым краном с помощью клещевого полуавтоматического захвата для подъема ферм и трубчатых инвентарных распорок.

Перед установкой ферм их раскладывают по меркам у мест установки по ходу монтажных работ (рис. 27). Стропильную ферму устанавливают в порядке, указанном на рис. 28-30.

Железобетонные подстропильные фермы монтирует бригада из четырех монтажников: одного V разряда, двух IV разряда, одного III разряда. Подстропильные фермы устанавливают стреловым краном с помощью траверсы с дистанционной расстроповкой.

Усиление железобетонных ферм, находящихся в аварийном состоянии, может быть выполнено путем их разгрузки и передачи усилий на дополнительные стальные фермы, устанавливаемые с двух сторон аварийной. Этот метод является достаточно надежным, но требует довольно сложных и трудоемких подготовительных работ.

Методы усиления и ремонта стальных стропильных ферм зависят от конструкции кровельных плит и типа технологического грузоподъемного оборудования. Если оно представляет собой мостовые краны, их используют в качестве поддерживающих конструкций для установки инвентарной низкой площадки-опоры, оборудованной рабочим настилом. Ее оснащают домкратами, устанавливаемыми с таким расчетом, чтобы они находились под узлами нижнего пояса фермы в районе элемента, подлежащего ремонту или замене.

Работы по замене или ремонту ведут в следующей последовательности. Площадку-опору, находящуюся на мостовом кране, подводят под заменяемый элемент и затем поддомкрачивают стропильную ферму в узлах опирания домкратов. При замене верхних элементов стропильной фермы в районе производства работ демонтируют вручную стальные листы кровельного покрытия. Далее вырезают поврежденный элемент стропильной фермы, опускают его.

Добавить комментарий Отменить ответ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *