Классификация грузоподъемного оборудования

Под “подъемными устройствами” обычно понимаются отдельные механические или электромеханические устройства, а также комбинации таких устройств, специально разработанные для облегчения перемещения различных тяжелых и/или крупных предметов в вертикальной и/или горизонтальной плоскости. Проще говоря, это всевозможные механизмы, с помощью которых можно легко поднимать и переносить грузы, превышающие возможности человеческих мышц.

Классификация подъемных устройств по конструкции

Грузоподъемное оборудование в своей простейшей форме состоит из простых и сложных подъемников. Простые или базовые подъемники состоят из небольшого количества деталей и приводятся в действие вручную. К ним относятся:

  • Блоки – это устройства, которые увеличивают мышечную силу человека при поднятии тяжестей. Шкив – это колесо, которое вращается вокруг неподвижной оси. По окружности колеса находится желоб для веревки, цепи или ремня, за который рабочий тянет, направляя усилие вниз, а не вверх. Для усиления эффекта можно использовать несколько систем шкивов.
  • Домкраты – это устройства, поддерживающие поднимаемый груз. Существует множество типов – винтовые, гидравлические, пневматические и другие.
  • Тали – подвесные подъемные устройства, состоящие из подвижных и неподвижных узлов.
  • Полипасты – это более сложная версия подъемника с улучшенным управлением.

Классификация по применению

Ручные тали, очевидно, не могут обеспечить очень высокую грузоподъемность или высокую рабочую скорость. Однако они часто используются в местах, где нет доступа к электроэнергии или где использование мощного оборудования экономически не оправдано – небольшие автомастерские, частные кустарные производства и т.д.

Грузоподъемность ручных талей измеряется сотнями килограммов, в то время как у электрических талей она может исчисляться десятками тонн. Используются мощные и эффективные башенные и мостовые краны, чуть менее мощные электрические тали и тефтеры:

  • в железнодорожных погрузочно-разгрузочных терминалах – для быстрого перемещения грузов между различными видами транспорта: например, с автомобильного на железнодорожный и наоборот;
  • на строительных площадках – для быстрого подъема материалов к месту строительства;
  • На складах – для облегчения логистики сыпучих грузов между пунктом сбора/доставки и местом хранения;
  • на производственных предприятиях – для перемещения деталей машин между сборочными линиями.

В других областях промышленности и экономики – для решения любых проблем, связанных с подъемом и/или перемещением грузов тем или иным способом.
Фактически, основная область применения каждого подъемного устройства может служить основой для второго уровня деления (классификации).